Новости |  О нас |  Соревнования |  Фотогалерея |  Видео |  История |  Контакты
UA
EN

История

      Вертолётный спорт – один из немногих видов авиационного спорта, который включает в себя выполнение нескольких видов очень сложных упражнений на вертолётах. Как известно, вертолеты способны совершать вертикальный взлёт и посадку, перемещаться в любом направлении и длительное время зависать в одной точке.

      Состязания, на которых пилоты вертолетов  могли продемонстрировать своё мастерство, начали проводиться во многих странах мира с середины XX века и быстро обрели немалую популярность.

      Необходимо отметить, что различного рода чемпионаты по данному виду спорта ещё в 1958 году начали проводиться в СССР (первые соревнования по вертолётному спорту были посвящены 40-летию ВЛКСМ; в них приняли участие 14 спортсменов). В различных видах состязания: полет на малой высоте и по определенному маршруту, посадки на точность ( на небольшие площадки, ограниченные десятиметровыми препятствиями), а также в состязаниях по технике пилотирования и др. приняли участие не только члены Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ), но и команды Военно-воздушных сил (ВВС) и Государственного комитета Совета Министров СССР по авиационной технике.

     К 1971 году (когда проводился первый чемпионат мира по вертолетному спорту в немецком г. Бюкебург) в Советском Союзе уже было проведено 12 чемпионатов СССР по данному виду спорта (в Германии – всего 3 чемпионата).

     К этому времени федерации вертолётного спорта были созданы во многих европейских странах. Чемпионаты Европы и мира по данному виду спорта стали проводиться регулярно (через 2 - 3 года).

Определились  и так называемые классические упражнения по вертолетному спорту:

  - навигация с точным прибытием по времени и сбросом груза;

  - полет на точность;

  - развозка грузов;

  -слалом и мастерство.

     К настоящему времени программа соревнований перетерпела немало изменений: некоторые упражнения были изменены частично, другие – исключены, а вместо них добавлены новые. Например, «вертолётный слалом», в котором следовало пронести пятикилограммовый груз через10 ворот  (двухметровые штанги, вкопанные в землю в метре друг от друга) в определенной последовательности  за минимальное время, несколько усложнён. Теперь в качестве груза каждому из пилотов выдаётся ведро с водой, прикреплённое  к длинному фалу. Пронести его следует  через 12 ворот  и водрузить в центре стола, высота и диаметр которого – 1 м. Учитывается не только правильность прохождения через ворота, но и уровень воды, оставшейся в ведре после выполнения задания. Упражнение «спасательная операция», в ходе которого экипаж должен был доставить в «зону спасения» (50 *50 м) медицинское снаряжение (фал с пятикилограммовым грузом на конце) и опустить его в отверстие 40 * 40 см. находящееся  на макете покатой крыши, заменено на упражнение «навигация» или «почтальон». Практически неизменными остались «навигация» и «полёт на точность». В качестве дополнительного упражнения в программу включен также индивидуальный пилотаж и задания, призванные повысить зрелищность состязаний. Причём индивидуальный пилотаж  и упражнения повышенной зрелищности и общий зачёт чемпионата не включаются.

     Соревнования, как правило, заканчиваются выступлением артистов, выполняющие такие номера: артист на трапеции под вертолётом, пронос знамени под вертолётом, буксировка парашютиста с последующей его отцепкой и др.

     Кто хоть раз наблюдал за ходом спортивных соревнований по вертолётному спорту, понимает, что они напоминают упражнения, которые выполняют военные лётчики для повышения своих лётных навыков, когда от экипажа требуется высочайшее мастерство  пилотирования, внимание, взаимодействие, отличное знание карт, умение ориентироваться на местности, твёрдая рука, хорошее зрение и меткость. Главная цель при этом – повышение лётного мастерства, подготовка лётчиков, способных успешно выполнить любое сложное задание. Поэтому история вертолётного спорта неразрывно связана с военной авиацией.  Между военными лётчиками и лётчиками-спортсменами всегда существует тесная взаимосвязь и взаимодействие.

     Следует отметить, что, согласно статистике, до начала 1991 года больше всего мировых рекордов  –  49 из 123 официально зарегистрированных – установлено спортсменами из США, на втором месте – спортсмены из СССР (47 мировых рекордов). А вот первые места в более поздних чемпионатах мира спортсмены из России занимали чаще других. В частности, звание «Абсолютный чемпион мира» до 1991 года команде СССР было присвоено дважды (в 1973 и 1978 годах). После распада Советского Союза команда России удостоилась этого звания на всех шести чемпионатах мира по вертолётному спорту (в 1992, 1994, 1996, 1999, 2002 и 2005 годах).

  

ЧЕМПИОНАТЫ  СССР

     С началом развития массового вертолётного спорта в СССР, когда в 1958 году в г. Калуга были проведены первые всесоюзные соревнования посвящённые 40-летию ВЛКСМ в которых участвовали по две команды от ВВС и ДОСААФ и команда Государственного комитета Совета Министров СССР по авиационной технике, где в соревнованиях приняло участие 14 спортсменов.

Программа всесоюзных соревнований в 1958 году состояла из пяти упражнений:

1. Полёт по кругу на точность выполнения основных элементов техники пилотирования;

2. Вертикальный взлёт и посадка на площадку размерами 30 * 30 м, ограниченную препятствиями высотой 10м. (посадка в колодец);

3. Полёт на малой высоте с выполнением движений в стороны, вперёд и назад, разворотов на 360 градусов вокруг оси вертолёта;

4. Висение на высоте 10 м. с взятием на борт пассажира с площадки
радиусом 2 м;

5. Полёт по 150-киломметровому маршруту на точность вождения вертолёта с выходом на конечный пункт маршрута в заданное время;

     Упражнения были рассчитаны на лётчиков, освоивших полёты на вертолёте Ми-1 и имеющих на нём налёт 70 – 100 часов. По итогам этих соревнований первое место  заняла команда ВВС-1, состоявшая из представителей Высшего авиационного училища лётчиков Приволжского военного округа: М.В. Астафьева, М.Н. Басаргина и В.М. Савина. Они стали первыми чемпионами в командном зачёте. Первым абсолютным чемпионом страны стал Фёдор Белушкин из команды Центрального аэроклуба им. В.П. Чкалова.

     С 1962 года стали проводиться первенства республик (областей), ведомств, а с 1966 года стали регулярно проводиться чемпионаты РСФСР, других республик и Вооруженных Сил. В них принимали участие отдельные лётчики и команды.

     Наравне с мужчинами этим видом спорта начали заниматься и женщины. Федерация вертолётного спорта СССР в 1973 году утвердила раздельный зачёт в чемпионатах по вертолётному для мужчин и женщин. По итогам соревнований присуждались звании абсолютного чемпиона СССР среди мужчин и абсолютного чемпиона СССР среди женщин.

      На основании результатов, показанных спортсменами на Чемпионатах РСФСР и СССР, формировался состав сборной команды СССР по вертолётному спорту. Начиная с 1992 года, в связи с распадом СССР всесоюзные соревнования по вертолётному спорту перестали проводиться.

 

Результаты  чемпионатов СССР  и спартакиад  по вертолётному спорту


п.п.

Чемпионат

Дата  проведения

Место проведения

1

СССР

1958 г.

РСФСР, г. Калуга

2

СССР 1959 г.

РСФСР, г. Москва

3

СССР

1960 г.

РСФСР, г. Москва

 4

СССР

 1961 г.

 РСФСР, г. Казань

5

СССР

1962 г.

РСФСР, г. Владимир

6

СССР

1963 г

РСФСР, г. Ярославль

7

СССР

1965 .г.

РСФСР, г. Казань

8

СССР

1966 г.

РСФСР, г. Владимир

9

СССР

12-17 августа 1967 г

РСФСР, г. Сызрань

10

СССР

08-14 августа 1968 г.

 РСФСР, г. Ростов на Дону

11

СССР

14-18 сентября 1969 г.

УССР, г. Сумы

12

Спартакиада

02-07 октября 1970 г.

РСФСР, г. Егорьевск

 13

 СССР

 1971 г.

 РСФСР, г. Ростов на Дону

 14

 СССР

 21-28 августа 1972 г.

 РСФСР, г. Сызрань

 15

 СССР

 09-14 июля 1973 г.

 РСФСР, г. Ярославль

 16

 СССР

 10-16 августа 1974 г.

 БССР, г. Витебск

 17

 СССР

 август 1975 г.

 РСФСР, г. Ярославль

 18

 СССР

 23-29 августа 1976 г.

 РСФСР, г. Саратов

 19

 СССР

 26-03 сентября 1977 г.

 БССР, г. Витебск

 20

 СССР

 04-10 сентября 1978 г.

 РСФСР, г. Егорьевск

 21

 СССР

 04-09 августа 1979 г.

 РСФСР, г. Ростов на Дону

 22

 СССР

 15-21 августа 1980 г.

 УССР, г. Сумы

 23

 СССР

 20-26 сентября 1981 г.

 БССР, г. Витебск

 24

 СССР

 20-26 августа 1982 г.

 РСФСР, г. Сызрань

 25

 СССР

 05-12 августа 1983 г.

 РСФСР, г. Ярославль

 26

 СССР

 06-11 сентября 1984 г.

 РСФСР, г. Егорьевск

 27

 СССР

 07-12 сентября 1985 г.

 УССР, г. Сумы

 28

 СССР

 05-10 сентября 1986 г.

 РСФСР, г. Ярославль

 29

 СССР

 21-26 августа 1987 г.

 БССР, г. Витебск

 30

 СССР

 19-25 августа 1988 г.

 РСФСР, г. Егорьевск

 31

 СССР

 25-31 августа 1989 г.

 РСФСР, г. Сызрань

 32

 СССР

 24-29 августа 1990 г.

 УССР, г. Сумы

 33

 СССР

 22-28 августа 1991 г.

 БССР, г. Витебск

 

ЧЕМПИОНАТЫ МИРА.

 

      В 1959 году Советский Союз предложил Международному Вертолётному Комитету при  FAI (Federation Aeronautique Internationale) в Париже  провести чемпионат 8-ми Советских Республик. Опираясь на данное предложение, Вертолётный Комитет FAI начал планировать проведение Чемпионата Мира. В 1960 году Советский Союз передал в FAI заявку, в которой высказывалась настоятельная просьба об организации 1-го Чемпионата Мира по вертолётному спорту. Если это требование не будет претворено в жизнь в течении 5-ти лет, Советский Союз предлагает  провести его самостоятельно в Москве. Руководствуясь этим, FAI обратилась за помощью ко всем аэроклубам. Немецкий Аэроклуб, один из самых крупных, высказал свой интерес.

     Решение вопроса было поручено Отто Ритдорфу, который к тому времени уже  был знаком с предложениями русских по условиям выполнения упражнений. Эти упражнения частично признавались опасными с теоретической и практической  точки зрения, и так как эти упражнения ещё никогда раньше не выполнялись, они были переданы специалистам для рассмотрения.

     Отто Ритдорф отобрал опытных специалистов, которые в основном имели военное прошлое. Военные пилоты имели к тому же хороший опыт выполнения полётов строем, которые были для них обязательными по требованиям и нормам вооруженных сил и сил федеративной пограничной службы, и данный вид полётов вызвал большой интерес. Были отобраны новые задания и правила, по которым Немецкий Аэроклуб провёл три национальных Чемпионата.

     В 1961 году был проведён 1-й национальный Чемпионат ФРГ в городе Кобленц, в котором приняли участие 30 экипажей, 2/3 из которых представлял Бундесфер. Несколькими годами позже прошли 2-ой национальный Чемпионат в Рендсбурге и следующий в городе Оффенбурге.

     О полученном на Чемпионатах опыте было доложено в FAI в Париже.

     Найденные во время проведения этих национальных Чемпионатов формы и схемы легли в основу некоторых положений  1-ого Чемпионата Мира по вертолётному спорту. Так,  например, Отто Ритдорф со своим экипажем стал инициатором слалома и фристайла.  

     Так как вертолет используется также в качестве спасательного аппарата, возникла идея продемонстрировать данные возможности перед публикой в рамках воздушно-спортивных мероприятий. Логичным завершением этой идеи стало обязательное выполнение спасательных элементов в рамках Чемпионатов Мира по вертолётному спорту.

     Между тем Отто Ритдорф был избран в вертолётную комиссию FAI и был назначен первым вице-президентом этой комиссии.

     6-7 июня 1970 года в городе Шлёс Ауле, Вальшид, ФРГ состоялось заседание Международной Вертолётной Комиссии ФАИ. На заседании присутствовали члены комиссии:

США                 – Ральф Алекс

ФРАНЦИЯ       – Генри Борис

ФРГ                   – Отто Ритдорф

ГОЛЛАНДИЯ  – Р. Лукассон

США                  – Вильям Е. Зинс

     В качестве специальных наблюдателей присутствовали  пять представителей от ФРГ и один представитель от США. Предметом обсуждения явился вопрос подготовки к первому чемпионату мира по вертолётному спорту. Присутствующим  был представлен проект Правил чемпионата, который после обсуждения получил одобрение всех делегатов.

     FAI поручила немецкому Аэроклубу провести весной 1971 года первый Чемпионат Мира по вертолётному спорту. В конце заседания было принято решение разослать в национальные аэроклубы официальные приглашения на участие в 1-ом Чемпионате мира по вертолётному спорту.

     К тому времени в Советском Союзе, начиная с 1958 года, уже было проведено 12 Чемпионатов СССР по вертолётному спорту, в каждом из которых принимали участие от 14 в первом чемпионате, до 38 пилотов – представителей сборных команд РСФСР, Союзных республик, Москвы, Ленинграда, ЦАК СССР, ВВС, Министерств гражданской авиации и авиационной промышленности.

     В 1959 году вертолётный спорт был включен в Единую Всесоюзную спортивную классификацию. К Чемпионатам СССР допускались спортсмены, которые уже имели достаточный опыт и звание мастера спорта СССР или 1-й разряд по вертолётному спорту, что свидетельствовало о достаточно высоком уровне мастерства спортсменов  и уровне проведения Чемпионатов. Звания и разряды присваивались спортсменам  на различных соревнованиях республиканского, областного, городского или ведомственного масштаба.

     Только в одном 1971 году в СССР было подготовлено 52 мастера спорта. Всего же 1966 по 1971 г. в СССР был подготовлен 291 мастер спорта по вертолётному спорту.

     Первый Чемпионат Мира по вертолётному спорту был проведён

 16 – 19 сентября 1971 года в городе БЮКЕБУРГ. Германия.

     Участники на Чемпионат приехали из: США, Англии, Канады, Австрии, Люксембурга, Колумбии, Бразилии, Бельгии, Голландии, Польши, Франции, Финляндии, Туниса и ФРГ. Женские экипажи были представлены странами: США, Англия, Канада, Колумбия, Бельгия и ФРГ. Около 20 процентов всех экипажей  были смешанными (по национальному признаку). Удивительно был высок процент участвующих в Чемпионате женщин, в первую очередь вспомним первопроходца вертолётного дела, капитана воздушных сил, Хану Рейч. Три пилота добровольной пожарной службы из г. Пейне и г. Волленбютель представляли воздушную пожарную службу Нижней Саксонии.

Целью соревнований было признано следующее:

     Первый Чемпионат Мира по вертолётному спорту ставит перед собой задачу повышения интереса и внимания к полётам на вертолётах, популяризации вертолёта и признания факта проведения 1- ого Чемпионата Мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В этом разделе

Президент ФВСУ

АО
Богуслаев В.А.
http://boguslayev.com.ua/

Разделы сайта

О нас

История

Соревнования

Наши партнеры

АО "Мотор Сич"
АО "Мотор Сич"
http://motorsich.com/
Страховая компания "Мотор Гарант"
Страховая компания
"Мотор Гарант"

http://motor-garant.com.ua/
ПАТ "Мотор Банк"
ПАТ "Мотор Банк"
http://www.motor-bank.com.ua/
АО
ТРК "Алекс"
http://alextv.zp.ua/
Страховая компания
Харьковский аэроклуб им. В.С. Гризодубовой
http://www.aeroclub.net.ua/
ПАТ
Харьковское государственное авиационное производственное предприятие
http://www.ksamc.com/
Международная авиационная федерация
Международная авиационная федерация
http://www.fai.org/